Пластические странствия Пурлика

«В живописи, как и во всяком искусстве, вся суть в отборе».
П.П. Кончаловский
… разнообразие мотивов, к которым обращается в своих произведениях Анатолий Пурлик последние три года, поражает. Для интерпретации столь разнообразных мотивов автор умеет найти специфические решения.
Вот очень красивый большой холст «Будни и праздники в Порто», 2008. тореадор с мулетой и бык образуют единое целое, воплощая мощную витальную силу, некое единение мира людей и животных. Наложение цветовых пятен, их сопоставление рождает особый синкопированный ритм, придает динамичность, терпкость изображению.
А картина «Встреча в Текленбурге», 2008 – одна из самых пространственных, светоносных и поэтичных работ художника этого периода: сдержанная по цвету, сотканная из тончайших оттенков сероватых, голубоватых, сиреневатых, нежнейших охристых тонов.
Анатолий Пурлик не стремится воплощать апокалиптический драматизм нашего времени. Ему глубоко чужды и социальные сюжеты. Его работы, созданные в последние годы во время путешествий в зарубежные страны, овеяны разнообразными жизненными впечатлениями и размышлениями. Кажется, главным для художника является эмоциональная подпитка от увиденного.
Что бы не запечатлевал художник (мост в Гамбурге, дети, играющие на поляне, зеркало в отеле, комната в Любеке) – во всех работах он демонстрирует свою очень оптимистичную формулу бытия, словно открывая зрителю творческое, вдохновенное постижение реальности, обычных вещей, явлений, мимо которых другие проходят не замечая их.
Специфическая особенность его искусства в том, что при рассматривании его произведений мы переживаем те же чувства, которые испытал художник, когда работал над ними. Он передает в них свое восхищение красотой окружающего мира и находит для этого подходящие средства. Если и прослеживается какая-то повествовательная линия в этих недавно созданных полотнах, то она никогда (за редкими исключениями) четко не выявлена. Ему присуще поэтическое видение мира. Однако как современный художник он приглашает зрителя стать соучастником творческого процесса, побуждая его к сложным и многообразным ассоциациям. Не случайно персонажи многих его полотен изображены со спины, как бы приглашают зрителя «войти» в картину. Так, на холсте «La Travessa», 2009, все пронизано ослепительным светом. Мы видим очертания дома-харчевни, желтый песок глазами сидящей в автобусе женщины. Это похоже на кадр из фильма, изображение словно таит в себе развернутый сюжет, начало и финал которого предопределен настроением холста. Поэтику художника определяет – многозначность образов?
Анатолий Пурлик пишет то, что чувствует, соприкасаясь с увиденным в окружающем мире и не стремится украшать свои чувства. В каждой его работе прослеживается упоение жизнью во всех ее проявлениях, стремление ценить каждое прожитое мгновение.
Можно ли назвать Анатолия Пурлика традиционным художником в лучшем смысле этого слова? Можно, ибо он сохраняет в традиции ее первоначальную сущность – ключ к интерпретации явлений в окружающем мире, но он разработал свой метод обнаружения в реальности таких тонких аспектов, которые оставались до него невидимыми, но которые во всем их богатстве он предъявил нам с помощью пластических средств («Ночной район в Ворпсведе», 2008; «Полуночники в клубе Коттоне», 2009; «Denia», 2010).
Анатолий Пурлик находит собственные жанровые «конструкции», композиционные, колористические схемы, чтобы добиться главного – чистоты, убедительности образов, сохранить верность своим принципам. Через разнообразие цветовых оттенков, через воздействие пятен и линий он стремится выразить овладевшие им чувства и создать сильный образ. Вот картина с интригующим названием «Берег чужой женщины», 2010, название условно, оно только «зацепка» для расшифровки смыслов. Трудно понять, что же здесь изображено. E
я очертания лодки, фрагменты желтой и красной земли, островок с несколькими пальмами: лаконично и обобщенно и выразительно. Динамичное решение цветовых масс дезориентирует, но и рождает массу ассоциаций.
На холсте «Пейзаж с ветром. Алтея», 2009, зыбкие, расплывающиеся смазанные очертания домов словно колышутся под порывами ветра.
А картина «Солнце заходит в Альтоне», 2009, одна из красивейших по цветовым сочетаниям, почти абстрактная, передает сложное пограничное состояния радости и грусти.
У Анатолия Пурлика в каждой работе найдена мера степени завершенности и недосказанности важный параметр качественной живописи. Но при этом цвет, свет, пространство всегда образуют целостное гармоничное единство.
«Вся жизнь художника должна быть непрерывной цепью наблюдений и впечатлений. Он всегда должен оглядываться по сторонам, без конца смотреть все новое и новое. У старых мастеров надо нам учиться этому умению видеть. Тициан, например, подчас в совершенных пустяках, с обычной житейской точки зрения, в каких-нибудь полосатых подушках открывал просто чудеса в своей живописи» – писал Петр Петрович Кончаловский. Следуя эти заветам, Анатолий Пурлик такие «чудеса» обнаруживает скромных сюжетах и малых деталях – даже в тазе с водой, в который опустила ноги героиня его картины «Медленно остывающая вода», 2009.
У художника нет недостатка в темах, его переполняют темы и сюжеты. Порой он возвращается к одному и тому же мотиву, чтобы изобразить его в разное время суток и каждый раз обнаруживать в нем новые, неожиданные нюансы. Даже если он пишет одну и ту же натуру, он никогда не повторяется благодаря острой наблюдательности, изобретательности творческого воображения и богатому опыту пластики построений. С наибольшей силой это проявилось в цикле произведений, посвященных Гамбургу, городу, которым художник особенно проникся.
Неслучайно этот крупнейший порт Германии называют «воротами мира». Возможно, именно здесь Анатолий Пурлик испытал особый творческий подъем, восхищался атмосферой старого города на улице Кремоне, огромным озером Альстер в центре Гамбурга и любовался великолепной панорамой города со смотровой площадки на башне «Михель». А затем как-то особенно вдохновенно, с артистической одержимостью, изображал на своих холстах этот фантастический город с невероятным количеством мостов – более 2400 («Roggenmuhlen-Brucke. Гамбург. 2010; «Kunsthalle в Гамбурге. 2010»). В каждой картине ощущается влюбленность автора в великолепную старинную и современную архитектуру этого города, спокойную голубизну вод Альстера, с его тайной жизнью, множеством впечатлений, которые может отобразить только очень чуткий, остро «видящий» художник («Театр в порту Гамбурга». 2008).
Анатолий Пурлик без устали живописует городские виды, главный вокзал, часы на столбах, и по часам расписывает свои впечатления, стремясь с наибольшей силой и убедительностью передать дух, аромат, дыхание свободного ганзейского города. Вот картина «Гамбург. 13 часов. Круги на Kaiserhoft», 2008, вся пронизанная солнечным светом. Вот другой холст «Гамбург. 19 часов». Старый дом с граффити, полуабстрактная композиция с геометрическими напластованиями цветовых масс. Красные, темно-синие, желтые тона навевают тайну, переносят вглубь времен.
«Гамбург. 8 часов. Пейзаж с тишиной», 2008 – самая одухотворенная картина этого цикла. Стоящие у парапета набережной, едва намеченные тонкой кистью две человеческие фигуры, словно впитывают в себя удивительную атмосферу спокойствия и гармонии. Все напоминает о единении человека с природой.
Анатолий Пурлик пристально наблюдает за жизнью города, ему интересно, чем заняты его обитатели. Так, например, на картине «Гамбург. 22 часа», 2009, изображены кабинетные пианисты.
В созданных в последние 3 года работах Анатолия Пурлика его манера письма несколько изменилась: стала более экспрессивной, обобщенной. Но по-прежнему для его произведений характерна внутренняя многозначность развития сюжета. По-прежнему умудренный цветописец находит дерзкие решения. Сохраняя все, что составляет индивидуальный стиль, оставаясь всегда узнаваемым, художник подходит к решению каждой картины неожиданно по-новому. Не отказываясь от найденных приемов, он достигает пластической гармонии, целостности. Фиксируя повседневность, он поэтизирует ее, не дает бесследно исчезнуть. Он хорошо понимает мир человека и живописует его тонко, бережно и красиво. В работах последних лет он словно оставляет нам свои воспоминания, совершая свое личное путешествие вглубь себя и по жизни своей, по странам и континентам, которые реализуются в увлекательные пластические образы.

Виктория Хан-Магомедова

Журнал российской академии художеств ACADEMIA
IV-2010