Слава — свободе!

Все смешалось в доме российском начала XXI века. То кризис, то его ожидание, то передых, то опять ломка всего и вся. Подменяются понятия, путаются смыслы, теряются нравственные ориентиры. Почему-то появилась приставка « в хорошем смысле» к определению никогда не нуждавшихся в дополнительных пояснениях таких стабильных и вечных  ценностей, как «патриотизм», «любовь», «дружба», «свобода»…


В пространстве культуры России сегодня четко ощущается крен в сторону процветания примитивных, легхих для восприятия форм ее распредмечивания, — вплодь до ее опошливания и откровенного пренебрежения, — в ущерб культуры Высокой. Можно пытаться «оправдывать» такое состояние наличием объективных причин, — таких, как  пресловутая экономическая нестабильность, массовая капитализация особо выгодных видов искусства, и, к сожалению, духовная инфантильность большинства наших соотечественников, вольно и невольно откликающихся   под воздействием тотального прессинга рекламных технологий   на  яркие, но упрощенные для восприятия  суррогаты искусства. В таких условиях представители творческого цеха России, особенно профессиональные художники, нашли применение своим качествам по-разному: кто-то прогнулся под бременем житейских забот и сменил творчество на заработок, угождая вкусам публики, кто-то совмещает служение искусству с педагогической практикой, кто- то окончательно сдался и ушел в смежные профессии. Почему так происходит? Может быть, потому что объективно существующая реальность, когда художники в большинстве своем не имеют возможности выбирать варианты реализации своих способностей, заставляет их корректировать свою творческую жизнь по принципу необходимости выживания со всеми выходящими из этого последствиями. А «необходимость» – это уже несвобода, не так ли? Но разве может быть творчество без свободы, и что есть Свобода, как не Творчество?


Настоящее искусство априори свободно, но не стоит понимать свободу как вседозволенность и анархию. Процесс творчества есть выражение свободной воли художника, не продиктованной природными, социальными, политическими и межличностными факторами, но вместе с тем связанный с осознанием ответственности за нравственное содержание творческих проявлений воли художника. На мой взгляд, идея свободы  в искусстве сегодня должна стать как раз и причиной, и следствием, и необходимым условием рождения поистине высокого Искусства, — как содержания вечных незыблемых ценностей человеческого бытия. Сегодня мало кому удается удержаться на этой волне.

И все же…!   Есть еще свободные художники, –  как в смысле физики, так и в смысле Духа, — являющиеся сами олицетворением и носителями идеи Свободы как принципа творчества.

Таков наш земляк, иркутянин Слава Сизых, которого остальной мир знает под именем Paul de Carotte. В нем самом и его творчестве естественно сочетаются патриотизм и вселенский космополитизм, авангард и андеграунд, чувственность и осознанность, — и все это существует только с его собственной воли, по его убеждениям и мировоззрению. Он знает, что и для чего делает, и делает то, что любит и знает. Поэтому появляются на свет пронизанные духом свободы и счастья жизни многочисленные портреты-монотипии любимых им музыкантов, универсальные картины-коллажи о жизни и любви, одухотворенные иркутские, киевские, питерские и одесские «дворики». Недавно в одной из монотипий об Иркутске Слава изобразил деревянное окно с открытыми ставнями, декорированными символами  разных религиозных конфессий. А на окошке – кошка, символ домашнего тепла и уюта, гармонии человека и природы стережет покой тех, кто в доме. Окно открыто. Этим Слава Сизых сказал: «Люди! Мы живем в одном доме! Мы разные, но мы вместе! ». Потому что сегодня нужно прилагать усилия для сохранения гармонии мира. Это знают кошки. И Небо. А еще это чувствуют художники, — такие, как Вячеслав Сизых.

Сам того не замечая, он естественно и ненавязчиво  отвечает своими изображениями на самые главные вопросы бытия, — как и зачем жить человеку. Ответы эти просты: Живи, Люби, Чувствуй и Действуй: так, чтобы твои действия не разрушали, а утверждали вечные человеческие ценности.

Пафос творчества Славы Сизых безусловно принадлежит к элите современного мирового искусства не по принципу востребованности  его творчества той или иной обособленной публикой (хотя и этому есть место быть), а по принципу образцовости, качественности содержания. Идеи его творчества и способы их воплощения  не только самоценны, — они прогрессивны, актуальны и востребованы временем.  Наличие активной обратной связи художника со зрителем доказывает это. И это, конечно, радует. Несмотря на временные трудности, живут добрые идеи. Их транслируют в океан бытия такие художники, как Слава Сизых, и они, как круги на воде, распространяются в пространстве  кодом любви, веры и надежды на лучшее. Все больше людей мира начинают понимать эти знаки. И пусть будет так.

                                                                                             Лина Ермонтович

директор галереи современного искусства LeArt

и арт-центра «Палитра»