За эти годы ее основатели Лина и Дмитрий Ермонтовичи провели сотни выставок и реализовали множество авторских проектов, издали десятки альбомов талантливых художников Сибири, сформировали коллекции произведений искусства для множества частных коллекционеров и компаний. Они собрали тысячи живописных полотен, графических листов и бронзовых скульптур. О том, как галерея стала пионером частного арт-рынка в Иркутске, Лина Ермонтович рассказала в интервью «Областной».
– В 1990-е годы связь между художником и покупателем в Иркутске осуществлял, пожалуй, только магазин «Антей». В 1996 году мы открыли небольшой магазин художественных материалов и сувениров в здании иркутского отделения Союза художников России. Но скоро авторы начали приносить нам на продажу работы, ведь в «Антей» принимали в основном произведения членов Союза, а вступить в него тогда было не так просто. В то же время на пике творческой активности были Сергей Коренев, Валерий Мошкин, Александр Куклис, Вероника Лобарева, Александр Суриков, Александр Шпирко, Александр Самарин, Алексей Дурасов, да и многие другие талантливые художники, которые нуждались в выставках и продаже работ. А выставки в то время делал только областной художественный музей, и то лишь заслуженных и народных художников. Наша галерея была открыта для молодых авторов, неизвестных пока широкому кругу.
– Как возникла идея галереи?
– Мы хотели пропагандировать творчество, которым восхищались. И у меня, и у Димы были художники в роду. Наталья, старшая сестра Димы, была замужем за Александром Куклисом. У них имелась довольно большая компания друзей – художников, музыкантов, поэтов. Это была богема. Мы с Димой как-то очень быстро влились в их круг, постоянно общались, дружили семьями. Идея открытия галереи, выставочного зала витала в воздухе. В то время, в конце девяностых, у нас уже был «Художественный салон», где продавали материалы для художников, делали рамы для картин, но места для экспозиции не было. Собственно, нас, как самых молодых и предприимчивых, просто «вытолкнули» в этот бизнес друзья-художники. И мы начали искать помещение.
– Первая галерея была на Володарского?
– Да, на углу Карла Маркса и Володарского, где располагается училище для инвалидов. Его директор предоставил тогда нам в аренду помещение на первом этаже под магазин, и зал для выставок на втором, совершенно в разрушенном состоянии. Два года мы тратили все заработанные деньги на стройматериалы и постепенно приводили помещение будущей галереи в порядок. Потом открылись и, помимо работы с обычными посетителями, одни из первых в городе проводили экскурсии для инвалидов и даже организовали для них курсы рисования. Я составила план развития галереи и придумала, что мы будем осуществлять работу проектным методом. Тогда это было в новинку. Первыми проектами, которые продолжаются до сих пор, были «Маэстро», «Дебют», «Незабытые имена», «Солнечный круг». Вокруг галереи начали собираться люди. Наши выставки ждали. Потом появился новый директор училища, ему все это было неинтересно, и аренда наша закончилась. Стали искать новое помещение, нашли вот этот дом на Бабушкина, 1. Совершенно разбитый – ни пола, ни воды, ни туалета. Но мы его полюбили сразу. Да и денег нам хватило тогда только на одну комнату в нем. Шесть лет постепенно выкупали комнату за комнатой, брали и отдавали кредиты, постепенно приводили дом в порядок. Открыли здесь выставочный зал, багетную мастерскую, магазин художественных материалов, школу для детей.
– Но ведь галерея – это не только выставки, проекты, но и коллекция произведений искусства?
– Недавно мы начали заново систематизировать нашу коллекцию. В первую очередь занялись живописью. На сегодняшний день у нас более 2200 картин и этюдов. На очереди – скульптура и графика.
– По какому принципу формировалось ваше собрание?
– Принцип один – ты влюбляешься в произведение искусства и не можешь без него жить. В основном – работы тех авторов, с которыми мы были лично знакомы и дружили. Это наш любимый живописец, прекрасный пейзажист Владимир Тетенькин. Для нас было счастье общаться с ним. Удивительный Валерий Мошкин, которого называли иркутским Сальвадором Дали. Тонкие, лиричные Александр Шпирко и Сергей Коренев. Прекрасный график Николай Статных, лирик Николай Башарин, сказочник в живописи Александр Самарин, певец деревянного Иркутска Владимир Кузьмин, создатель берестяной интарсии, аквалерист, живописец Евгений Ушаков, прекрасные Евгений Шпирко и Раиса Бардина, пейзажист Владимир Лапин, художник-философ Олег Ушаков. Скульпторы Гэсэр Зодбоев, Дмитрий Будажабэ, Петр Гармаев, Даши Намдаков. Живописцы, графики и скульпторы из Монголии Чадраабал Адьяабазар, Дармаа Батмунх, Очирбат Энхтайван. Недавно коллекция стала пополняться картинами Татьяны Даниловой, – чудесные у нее работы, причем во всех жанрах. Конечно, есть в коллекции и произведения художников, с кем мы не были знакомы, соответственно, не могли общаться и дружить. Например, картины Марии Метелкиной, Бориса Десяткина, Василия Бочанцева, Ивана Юшкова, Ивана Несынова и других. Многих уже нет на этом свете, но мы их любим и помним, они для нас живые.
– Знаю, что вы продолжаете открывать новых художников и вспоминаете забытые имена. Например, в прошлом году в рамках проекта «Спасибо за Победу!» состоялась выставка Михаила Тарасова.
– Этот проект направлен на воспитание у детей уважения к подвигу участников Великой Отечественной войны. Мы начали его в 2013 году, и с тех пор из года в год придумываем новые интересные акции. В прошлом году ко мне с необычной просьбой обратились молодые люди – Михаил и Екатерина. Они попросили найти работы их деда – иркутского художника-фронтовика Михаила Ивановича Тарасова. Он ушел из жизни в 1995 году. После его смерти мастерскую возле вокзала нужно было освободить. Но семья смогла взять лишь часть работ, остальные же на хранение забрал кто-то другой. Я поговорила с музейщиками, искусствоведами, обратилась в Союз художников, но никто ничего не знал. Потом я предположила, что о судьбе работ нужно спросить у потомков художников-фронтовиков, которые, возможно, дружили с Михаилом Тарасовым. Ведь у художников того поколения было принято вместе ездить на пленэры, они между собой тесно общались. И вот, дня через три после разговора с наследниками, прихожу в музей на какую-то выставку, полный зал посетителей, и вдруг понимаю, что надо найти Андрея Шпирко, сына художника-фронтовика Евгения Шпирко. Подхожу и говорю: «У Евгения Владимировича в мастерской должны были храниться работы Михаила Тарасова». Надо было видеть лицо Андрея! Через секунду он, воздев руки к небу, воскликнул: «Ну, наконец-то! А мы все ждем, когда кто-нибудь появится за ними!» В общем, эта замечательная семья сохранила 190 этюдов Михаила Тарасова, огромная благодарность им.
– Какие проекты осуществит галерея в свой юбилейный год?
– Из больших проектов надеюсь осилить начатую уже давно книгу, назовем ее условно «Двадцать лет в пути» – про галерею, выставки и проекты, а главное – про людей, которые были и есть с нами рядом все эти годы. Еще хочется издать каталог Валерия Мошкина. Это огромная работа: собрать произведения из коллекций, качественно их отснять, сделать макет каталога, хорошо напечатать. На все это нужно много времени и денег, поэтому недавно мы договорились с двумя держателями коллекций иркутского искусства объединить ресурсы для создания такого каталога. На днях закрываем выставку «О любви» Татьяны Даниловой, издаем каталог ее картин. 24 января открываем в Ангарском музее юбилейную выставку Александра Самарина «Творец хорошей погоды». В нашей галерее мы тоже отпразднуем 60-летний юбилей художника ретроспективной выставкой «Солнечный луч». На ней будет представлено 60 произведений живописи и графики. В планах ежегодная отчетная выставка детских работ учеников нашей школы. В 2019 году это будет «Звернисаж» – рисунки и керамика на тему «мир животных». И, конечно, будем продолжать проект «Спасибо за Победу!» А пока рисуем, лепим, творим… Планов громадье!