Владимир Тетенькин: художник, как актер должен быть взволнован…

Когда я думаю о творчестве Владимира Тетенькина, мне представляется – праздничная гладь Ангары, сияющее небо и множество солнечных бликов, которые плещутся в синих водах, словно золотые рыбки. Эта ассоциация не случайна. В каждой его картине, как солнечные блики плещется радость, с которой художник писал очередную работу — будь то могущественный Байкал или белоснежные березовые рощи, цветущая черемуха или утопающая в зелени лесная тропинка. Это радостное чувство передается зрителю, и в этом, на мой взгляд, одно из главных достоинств художника. Его картины эмоциональны и праздничны. «Живописец, как актер во время работы должен быть взволнован, иначе интересной картины не получится», — говорит художник. Да и в дружеском общении Тетенькина часто называют «человек-праздник», за его радостное отношение к каждому новому собеседнику, душевную трепетность, с которой он относится и к коллегам, и к своим ученикам.Владимир Тетенькин. Его называют – сибирский Левитан и классик иркутской живописи, его творчество можно поставить в ряд с выдающимися художниками России. Недавно в Иркутском областном художественном музее проходила ретроспективная выставка Владимира Тетенькина, посвященная его 80-летию и вышла книга-каталог экспозиции, посвященная творчеству художника. В ней – 225 страниц, на которых представлено около 80 картин и множество статей искусствоведов, писателей, журналистов о творчестве Тетенькина. Авторами публикаций являются драматург Нэлли Матханова, писатели Евгений Суворов, Владимир Жемчужников, Виталий Диксон, Альберт Гурулев, поэт Борис Архипкин, искусствовед Тамара Драница и другие.
Я встретилась с автором выставки, и он рассказал о своей судьбе, творческих поисках и секретах мастерства.
— О себе говорить сложно, могу только сказать, что работал я очень и очень много. В советские времена с художниками заключались договора на создание картин на патриотическую тему. Работы обычно были монументальные. Одной из таких картин стала работа «Баргузин». Для того, чтобы она была достоверной я поехал на Байкал, познакомился с местными рыбаками, и так увлекся этой темой, проводя все дни на ветреном озере, что заболел и попал в больницу. Картину удалось дописать только через год, — говорит Владимир Тетенькин.

Картина действительно напоминает живопись в стиле соц. реализма. Однако от типичных образцов этого идеологического течения в искусстве ее отличает присущая Тетенькину эмоциональность, и своеобразный символизм. Рыбаки на картине – напоминают сильные и могучие ветры Байкала. Они попали в шторм, но им не страшна непогода. Их лица мужественны и решительны. В картине ощущается непредсказуемость и могущество Байкала, с его штормами и ветрами, остроконечными скалами и ходульными деревьями.
— Каждую работу я старался писать за один сеанс. Выходишь на этюды – и нужно сразу же выразить все свои эмоции на холсте. Ведь как обычно бывает – художник поработает на природе, а заканчивать работу несет в мастерскую, думает, в спокойной обстановке я все осмыслю и завершу картину. И, как правило, работа становится более профессиональной, но уже не интересной.
— Я знаю, что ваши работы пополнили коллекции многих российских музеев и были высоко оценены заграницей – в Китае, Монголии, Японии, Германии, Франции.
— Да, сейчас работ у меня практически не осталось, все – в коллекциях галерей или любителей живописи. Помню, представители художественного музея Норильска настолько были очарованы моим творчеством, что сразу купили 15 работ. Во Франции на международной выставке в 1991 году я был удостоен медали за высокое мастерство.
Сейчас картины Владимира Тетенькина находятся в коллекциях Иркутского областного художественного музея, галереи «Гороо», а также в выставочных центрах Ангарска, Саянска, Зеленогорска, Норильска, Кемерово, Новосибирска и частных коллекциях любителей творчества Тетенькина.
— Однажды я посетил выставку выпускников иркутского художественного училища, и удивился банальности пейзажей – справа — березка, слева – тропинка, — продолжает художник разговор о творчестве, — Я же, всегда представлял какой-то образ, стремясь выразить свои эмоции. Например, глядя на березу, и ее отражение в весеннее луже, мне представлялась барышня, красующаяся перед зеркалом. Вначале возникал образ, который диктовал и пластику, и колорит работы. Помню, однажды, решил нарисовать картину с цветущей черемухой, но никак не мог найти образное решение. А на следующий день неожиданно подул ветерок, очертания черемухи изменились, и я увидел капризную барышню в кружевном жабо.
Эти образы легко угадывает зритель. Например, глядя на картины «Буера на Байкале» и «Байкал. Белые камни», представляется чертог Снежной королевы. Кристаллы льдов, взметнувшиеся ввысь скалы, решенные в серебристой, изумрудной, лиловой гамме. Картина «Талая вода» вызывает сразу множество ассоциаций, но главное в работе ощущается энергетика весны, когда в озерах и ручейках отражается пронзительно синее небо, расцветает природа и близится долгожданное лето.
Известный иркутский искусствовед Тамара Драница, в каталоге к выставке так охарактеризовала творческое кредо художника: «Тончайший колорист, искренний и эмоциональный живописец, Владимир Тетенькин обладает удивительным даром говорить просто о самом сложном и серьезном. В его портретах, пейзажах и натюрмортах нет ничего грубого, застывшего и навязчивого. Они излучают добрую энергию и свет. Естественно и органично соединяет художник в своих «простых» портретах, пейзажах, натюрмортах незыблемые принципы живописного реализма, сформулированные в свое время Крамским: «Без идеи нет искусства…Более того, без живописи живой и разительной нет картин, а есть благие намерения и только». Этой русской национальной традиции «выразительной речи», сплавляющей «идею» и «живопись» в одно неделимое целое, и следует Владимир Тетенькин, обогащая ее, и наполняя пульсацией современности».

Алена Байбородина

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.