Символы творчества Дмитрия Будажабэ

Пространственные искусства, в том числе и скульптура, существуют в материальной сфере культуры, и сами моделируют пространственные аспекты мироздания…

Скульптура Дмитрия Будажабэ родилась, чтобы связать эпохи древних культур Востока с современностью. Это декоративные предметы и, одновременно, ритуальные символы, несущие в себе глубокое содержание аспектов буддийского Учения.
В пластике Д. Будажабэ каждый образ является частью назидательного сюжета, наставления или благопожелания. Традиционное в своей основе, творчество автора несет в себе много активного движения, смелых ракурсов, ярких характеристик персонажей.
Скульптуры и сосуды для благовоний также смело моделируют пространство интерьеров и сразу играют в нем главную роль. Виртуозны и артистичны по исполнению, они вызывают, прежде всего, чувство приятия и миролюбия. Дымок благовоний, вырываясь из специальных каналов внутри курильниц, продолжает и вне формы сосуда организовывать мир вокруг нас, заставляя зрителя участвовать в ритуале. Восточные образы направляют наше мышление на путь философского обобщения происходящих событий, поиск вечных истин…
Работы Дмитрия Будажабэ выполнены в технике бронзового литья, что само по себе является редким достоинством художественного творчества скульптора. Возвращать забытую технологию бронзолитейного дела в Бурятии, где живет скульптор, пришлось долгое десятилетие.
Целая эпоха в истории человечества связана с изобретением бронзового сплава. С тех пор искусство использует пластические возможности этого металла для создания долговечных предметов, форма и декор которых отражают духовные устремления человека.
Под внешне устойчивыми традиционными формами скрыт трудоемкий процесс ремесленных операций, неотделимых от самой культуры пластического искусства. Он предполагает коллективное творчество и, одновременное, немалые финансовые затраты для организации производства. Поэтому лишь редкие художники посвящают себя бронзе.
История свидетельствует, что особой привязанностью к данному материалу в скульптуре отличаются Китай и Индия, откуда секреты ремесла вместе с разнообразными товарами и художественными стилями перешли в Центральную Азию и Прибайкалье.
В эпоху средневековья в Тибете и Монголии сложились многочисленные школы и направления бронзовой пластики. В целом это явление художественной жизни кочевников было связано с распространением учения Будды и развитием ремесла в стенах буддийских монастырей.
С миром бронзовых буддийских образов в эпоху средневековья в сокровищницу бурятской национальной культуры вошли философские системы Индии, Дальнего Востока, всего кочевого мира.
Устойчивый символизм и синкретичность формальных характеристик дают возможность современному художнику оценить по достоинству и использовать в практике опыт создания буддийской пластики, предназначенной для культовых целей, но в то же время являющейся чудеснейшей художественной формой, символы которой представляют собой вечные духовные ценности, необходимые и в наши дни.
В современном искусстве, как и в прошлом, по-прежнему видение автора, его художественный вкус дают возможность развития внутри традиций, канонов и технических приемов.
В настоящее время в искусстве Бурятии складывается одно из направлений пластики бронзового литья, связанное с осмыслением наследия прошлого. Одаренность и высокий интеллектуальный уровень Д. Будажабэ, овладение им мирового опыта изобразительного искусства делает возможным не только сохранение, но и продолжение традиций. Внешне это направление не связано с европейскими школами, с течением реализма, с академическими правилами. Оно осваивает декоративные возможности восточной скульптуры, как в малых, так и монументальных формах. Самые прямые аналогии символов – образов художника – в тибетских изобразительных традициях, сумевших совместить экспрессию северо-индийских стилей и более поздних китайских вмешательств.
Поиск себя вне зримого пространства и текущего времени создает условность и оркестровый символизм творчества Д. Будажабэ, существующего в рамках данного художественного направления. Может быть, поэтому одной из главных творческих задач автора является скульптурная композиция «Калачакра», для создания которой необходим не только профессиональный опыт, но и высокие морально-этические качества исполнителя. Известно, что в буддийской традиции художник должен был иметь специальное посвящение перед работой…
Основные произведения автора носят несколько назидательный характер, так как прочтение образов – символов связано с мифологией, обращенной к теме просвещения зрителя. Каждая скульптура, кроме экзотической формы, несет в себе подробное содержание. Отсюда – и лирико-романтическое звучание названий: «Драгоценность, исполняющая желание», «Сарасвати (Богиня утренней звезды)», «Воин Шамбалы» и др. Гибкая пластика тел героев скульптур, пластичный декор композиций, сочные выпуклые объемы навевают мелодии загадочного Востока, вечной тайны скрытых символов, к постижению которых стремится пытливая душа.
Произведения Дм. Будажабэ часто предназначены для буддийских храмов, выполняются по специальному заказу и используются в ритуальных целях. В ближайшее время автор заканчивает работу, которой придает очень большое нравственное значение: это двухметровая скульптура Будды для подношения дацану. Наблюдая за работой, теряешь представление о времени… Нет прошлого, настоящее слилось с будущим и лишь руками автора движет Стремление к совершенству.
Творческие работы автора находятся в буддийских храмах Бурятии, буддийских центрах России, Германии, Индии, Италии, а также в частных собраниях Иркутска и Москвы.

 

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.