Слава — свободе!

Все смешалось в доме российском начала XXI  века. То кризис, то его ожидание, то передых, то  опять ломка всего и вся. Подменяются понятия, путаются смыслы, теряются нравственные ориентиры. Почему-то появилась приставка  « в хорошем смысле» к  определению  никогда не нуждавшихся в дополнительных пояснениях таких  стабильных и вечных   ценностей,  как «патриотизм», «любовь», «дружба», «свобода»…

В пространстве  культуры  России сегодня четко ощущается крен в сторону  процветания  примитивных, легхих для восприятия форм  ее распредмечивания, — вплодь до ее опошливания и откровенного пренебрежения, — в ущерб  культуры Высокой. Можно пытаться «оправдывать»  такое состояние наличием объективных причин,  — таких,  как   пресловутая  экономическая нестабильность, массовая капитализация  особо выгодных видов искусства, и, к сожалению, духовная инфантильность  большинства  наших соотечественников,  вольно и  невольно откликающихся    под воздействием тотального прессинга  рекламных технологий    на   яркие,  но  упрощенные для восприятия   суррогаты искусства.  В таких условиях представители творческого цеха России,  особенно  профессиональные художники, нашли  применение своим  качествам  по-разному:  кто-то прогнулся под бременем житейских забот и сменил творчество на  заработок, угождая вкусам публики,  кто-то совмещает  служение искусству с педагогической практикой,  кто- то  окончательно сдался и ушел в смежные профессии. Почему так происходит? Может быть, потому что объективно существующая реальность, когда художники в большинстве своем  не имеют возможности выбирать варианты реализации  своих способностей,  заставляет  их корректировать свою творческую жизнь по принципу  необходимости  выживания со всеми выходящими из этого последствиями.  А «необходимость» – это уже несвобода, не так ли? Но разве может быть творчество без свободы, и что есть Свобода, как не Творчество?

Настоящее искусство априори свободно, но не стоит понимать свободу как вседозволенность и анархию. Процесс творчества  есть  выражение свободной воли художника, не продиктованной природными, социальными, политическими и  межличностными факторами, но вместе с тем связанный  с осознанием ответственности за нравственное содержание творческих проявлений воли художника. На мой взгляд, идея свободы  в искусстве сегодня должна  стать как раз и причиной, и следствием, и необходимым условием рождения поистине высокого Искусства, — как содержания  вечных незыблемых ценностей человеческого бытия. Сегодня мало кому удается  удержаться на этой волне.

И все же…!    Есть еще  свободные художники,  –   как в смысле физики, так и в смысле Духа,  — являющиеся сами олицетворением и носителями  идеи Свободы как принципа  творчества.

Таков наш земляк, иркутянин  Слава Сизых,  которого  остальной мир знает под именем  Paul  de Carotte.  В нем самом и его творчестве  естественно сочетаются  патриотизм и  вселенский космополитизм, авангард  и  андеграунд,  чувственность  и  осознанность,  — и все это  существует только с его собственной воли, по его убеждениям и мировоззрению. Он знает, что и для чего делает, и делает то, что любит и знает. Поэтому появляются на свет пронизанные духом свободы и счастья  жизни многочисленные портреты-монотипии  любимых  им  музыкантов, универсальные картины-коллажи  о жизни и любви, одухотворенные  иркутские, киевские, питерские  и одесские «дворики».  Недавно  в одной из монотипий  об Иркутске Слава изобразил деревянное окно с открытыми ставнями, декорированными  символами   разных религиозных конфессий.  А на окошке – кошка,  символ домашнего  тепла  и  уюта,  гармонии  человека  и  природы  стережет покой  тех, кто в доме.  Окно открыто.  Этим  Слава Сизых сказал: «Люди! Мы живем в одном доме!  Мы разные, но мы вместе! ».  Потому что сегодня  нужно прилагать усилия  для сохранения гармонии  мира. Это знают кошки. И Небо.  А еще это чувствуют художники, — такие, как Вячеслав Сизых.

Сам того не замечая, он  естественно и  ненавязчиво   отвечает своими изображениями на самые главные вопросы бытия, — как и зачем жить человеку. Ответы эти просты:  Живи, Люби, Чувствуй  и Действуй: так, чтобы  твои  действия  не разрушали, а утверждали вечные  человеческие ценности.

Пафос  творчества Славы Сизых безусловно принадлежит к  элите современного  мирового  искусства не по принципу  востребованности   его  творчества  той или иной обособленной публикой  (хотя и этому есть место быть),  а по принципу  образцовости,  качественности  содержания. Идеи  его творчества  и способы их воплощения   не только самоценны, — они прогрессивны, актуальны и востребованы  временем.   Наличие активной обратной связи  художника  со зрителем  доказывает это.  И это, конечно,  радует.  Несмотря на временные трудности,  живут добрые идеи. Их  транслируют в океан бытия  такие художники, как Слава Сизых,  и  они, как круги на воде, распространяются в пространстве   кодом  любви, веры и надежды на лучшее.  Все больше людей  мира начинают  понимать эти знаки.  И пусть будет так.

 

                                                                                              Лина Ермонтович

директор галереи  современного искусства  LeArt

и  арт-центра «Палитра»

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.