Симонов Евтей Семенович

Евтей Семенович Симонов Родился в 1927 г. Окончил Иркутское художественное училище в 1952 году. Член Союза художников России с 1964 г.

В конце пятидесятых, на необозримые просторы Сибири и Севера, «за туманом и за запахом тайги» хлынул широкий поток строителей новой социалистической Сибири. Вслед за ними, в неведомые, почти экзотические края, устремились творческие бригады «суровых» романтиков в искусстве, разрушивших обветшалые реалистически документальные формы отображения действительности. То, чем занимались «коренные», местные художники, столичной, авангардно настроенной молодежи казалось слишком традиционным, «провинциальным». В такой творческой атмосфере формировался оригинальный реалистический символизм Евтея Симонова.
На проблематику «сурового стиля», в его классическом, хрестоматийном виде (В. Попков, Н. Андронов, Т. Салахов и др.) Е. Симонов никак не откликнулся. Если «суровые» осваивали почти экзотические реалии жизни, то Евтей Симонов обращался к родной, увиденной изнутри жизненной тематике — природа, характеры, труд и быт сибиряков. Созвучное потребностям времени мироощущение проявилось в творчестве Е. С. Симонова опосредованно и в иной лирико-эпической форме. Этому в немалой степени способствовал его любимый педагог Дмитрий Михайлович Баркалов. Воспитанник Московского института, Д. М. Баркалов передал своим ученикам (Е. Симонов, А. Костовский, А. Рубцов) творческую эстафету «Союза русских художников» с его особенным вниманием к материально полновесной форме и эмоционально озвученной «пленерной» палитре. Другой, «ключевой» творческой фигурой в искусстве для Е. Симонова навсегда остался «художник на века» — «задумчивый Рылов». Камерная лирика Д. М. Баркалова и большая синтетическая художественная форма А. А. Рылова, зашифрованные в образно-стилистической атмосфере полотен Е. Симонова, далеки от прямого цитирования. Это не заимствование, а утверждение неисчерпаемости реалистического метода, чуткого к творческим импульсам времени.
Творческая эволюция Е. Симонова совершалась ровно и естественно. Иркутского живописца привлекала не оригинальная новизна, а «неодолимая потребность сказать что то важное» (Е. Е. Моисеенко).
Ранний Е. С. Симонов вполне традиционен по пластике и серебристому «монохрому» колорита. В конце 60 х — 70 е годы в пейзажах («На холмах Бурятии», «Ольхон к вечеру» и др.), портретах («Портрет чабана Н. Ш. Шамоева», «Портрет чапаевца М. Я. Огородникова»), и сюжетных композициях (триптих «Чабанские будни») проявились характерные для Е. С. Симонова цветовая энергетика и изобразительный лаконизм. В 1980с годы творчество Е. Симонова меняет тематическую направленность: его главным и любимым жанром становится пейзаж. Природа для художника всегда была и остается «храмом и мастерской» и всегда присутствовала, а зачастую определяла лирико-эпический, былинный настрой сюжетов (так например в триптихе «Чабанские будни»).
Пейзажи Е. С. Симонова обладают редким тематическим и интонационным разнообразием: эпические полотна, («Над туманами Байкала», 1970с гг., «Осень в Прибайкалье», 1980с), лирические («Моросит дождь», «Ветреный день», 1970е, «Притихло», «Ольхон», 1980с., этюды 1990х), историко-мифологические («Александровский централ», «На земле дедов», 19б0е годы, «Дорогами предков», 1980с). Евтей Симонов всегда узнается по неповторимому художественному строю своих произведений. Декоративно-цветовые замесы, динамичные линии, и ясно читаемые узлы композиции подчеркивают своеобразие и эмоциональных контекстов образа.
Евтей Симонов пишет не виды или панорамы а некие природные стихии, в которых происходят скрытые глубинные процессы, отсюда — разнообразие способов изображения. Иногда Е. С. Симонов пишет лиричные ландшафты, иногда выстраивает композиции на соотношении планов, выделяя пластические и смысловые доминанты (горы, вода, небо, деревья) или акцентирует выразительность первого плана. Новую главу в напряженном и непрерывном творческом поиске Е. С. Симонова открывают полотна 2000 — 2001 гг. «Туман и чайки», «Свежий ветер», триптих «Побережье Байкала». И внушительные, почти монументальные размеры находятся в гармоническом единстве с широтой и емкостью обобщающего пафоса. Новые произведения Евтея Симонова не столько окончательный творческий итог, сколько обещание будущих открытий в искусстве.
Искусствовед Тамара Драница

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.