Макара и раковина

Макара (санскр. слово) — водное или морское «чудовище».

Мифические морские змеи или «чудовища» встречаются в символизме многих древних культур: 1). Макара — это средство передвижения (повозка) речной богини Ганга, иногда отождествляется с пресноводными дельфинами, которые населяют реку Ганга. 2). Также, макара является повозкой для Варуны, божества воды и океана. 3). Десятый знак индийского зодиака это макара, который соответствует Каприкону (козерогу) в западном зодиаке. 4). Кроме того, макара это эмблема Камы, индийского бога любви и желания (страсти). Кама известен еще как Макара-Кетана, где макара символизирует его чувственную энергию. Помимо этого, Кама отождествляется с Афродитой или Винус, греческой или римской богинями любви, которые были рождены морем и чьи главные атрибуты это раковина моллюска и дельфин.

Макара — это древний символ, образованный числом животных, которые вместе обладают природой крокодила. Макара имеет челюсть крокодила, хобот слона, верхние клыки и уши борова, широко поставленные глаза обезьяны, чешую и гибкость тела рыбы, вытянутый оперенный хвост павлина. Это составное существо олицетворяет свирепую природу крокодила. В стилистическом развитии настоящая форма макары имеет дополнения (преимущества) в виде передних лап льва, лошадиной гривы, жабр и усов рыбы на пасти и на хоботе и рога оленя или дракона. Когда-то оперенный хвост стал сложным спиралевидным узлом бесконечности, узор которого известен как «хвост макары».

Головы и кожа крокодила, в которые облачались древние воины, вызывали страх у противников. «Следы» звериных головных уборов сохраняются в изображениях на доспехах воинов в тибетском искусстве, у таких, как четыре великих защитника, в особенности у Вирудхаки, синего защитника южной стороны, который носит макаро- или крокодилоподобный шлем. Древнее воинское облачение зачастую было из кожи крокодила, тигра, волка или быка. Макарадваджа или крокодилоголовое знамя, такое как у Рахулы, было первоначально воинским снаряжением Рудры или Шивы. Эти макароподобные атрибуты, будь то шлем, одежда, навершие стяга или изображение на доспехах, присутствовали в военном снаряжении и обмундировании войск. Макара также военный термин, означающий особое боевое построение полка в форме макары вовремя маневров на поле битвы.

Макара, как древний индийский символ силы был воспринят ранним буддизмом. Встречается на ранних южноиндийских храмах и на колоннах в пещерах Аджанты (2 тыс. л. н.). Мотив макары широко используются в Ваджраяне. Зубцы ваджра, треугольное лезвие ритуального кинжала (пурбо) и множества других орудий и ритуальных предметов представлены в виде декоративного рта макары. Это символическое значение крепости и неколебимости подобно крокодилу, который не размыкает челюстей до тех пор, пока жертва не умрет. На крышах храмов угловой выступ, по которому спускается вода, в форме макары. Изо рта макары часто видна голова барана, иногда струя родниковой воды или источника. Макару, как и нага и гаруду изображают на своде торана-ворот, дверей, вокруг трона просветленных существ. Много вариаций торана найдено по всему Тибету, Индии и особенно в Непале, где это наиболее распространенный мотив.