Эмали и коллажи художников Андрейко

Эмаль — это стекло, окрашенное, главным образом, окислами металлов, и нанесенная на металлическую или керамическую основу. Эмалевые художественные покрытия основаны на использовании особой стекловидной массы, которая наносится на поверхность изделия и обжигается в специальных муфельных печах. После обжига эмаль прочно соединяется с металлической основой и образует твердую декоративную блестящую поверхность. Термином «эмаль» обозначают как материал, так и всю технологию изготовления художественных изделий, декорированных эмалью. Металл и стекло — два различных материала — соединяются друг с другом без использования каких-либо связующих. Для этой задачи разрабатываются эмали с таким же коэффициентом расширения, как и металлическая основа.

Самые ранние из известных нам эмалей датируются ХV веком до новой эры, однако временем расцвета эмали считается позднее средневековье. В Византии широкое распространение получила перегородчатая эмаль, на Западе Европы – выемчатая, а с XV века во Франции в провинции Лимож зарождается так называемая «живописная» эмаль, которая оказала значительное влияние на развитие современной горячей эмали.  К XVIII веку трудоемкую лиможскую эмаль почти полностью вытесняет роспись по фарфору, и эмальерное дело постепенно угасает. Эмаль сохраняется, в основном, в ювелирных украшениях.

Конец XIX – начало XX века ознаменован бурным ростом промышленности и научно-техническими достижениями. Не была обойдена вниманием и сфера декоративно-прикладного искусства. Благодаря успехам в развитии химии силикатов была разработана большая палитра высококачественных эмалей всевозможных оттенков, и были улучшены условия труда благодаря использованию электрической обжиговой печи с терморегулятором.

Многоцветный, декоративно-театральный стиль модерн, господствующий на рубеже веков, диктовал моду на яркие, насыщенные цвета. Потребовались относительно недорогие материалы, способные адекватно отражать идеи нового стиля и обеспечивать его молниеносное развитие во всех сферах изобразительного искусства. В архитектуре начинается расцвет витражей, а в декоративно-прикладном искусстве – эмали. В поисках новых выразительных форм с художественной и технической точки зрения эмалирование вышло за рамки классических способов. Путем экспериментов были найдены новые возможности совершенствования способов эмалирования. Тем не менее,  эмалирование оставалось в рамках ювелирного и декоративно-прикладного искусства.

XX век – время нового открытия техники живописной эмали. К этому времени уже были накоплены обширные знания о производстве эмали и техниках ее нанесения, однако старые приемы работы во многом исчерпали себя, и традиция эмалирования продолжала свое существования скорее по инерции.

Новое слово в эмали прозвучало, когда к этой технике обратились художники станковой и монументально-декоративной живописи. Академическое образование и опыт работы в других материалах живописи позволили эмальерам ХХ века очень быстро перейти от стадии экспериментов к созданию серьезных живописных произведений и началу формирования новой эмальерной традиции.

В России во второй половине ХХ – начале XXI века начали складываться эмальерные сообщества. Под крылом СПбГХПА им. А. Л. Штиглица (бывшее Высшее училище им. В. И. Мухиной) собрались ведущие эмальеры Санкт-Петербурга – Алексей Талащук, Светлана Пономаренко, Николай Яшманов и другие. В Кисловодске ведущими мастерами, которые собрали вокруг себя круг единомышленников, стали супруги Николай и Лариса Вдовкины. В Ярославле под руководством Александра Кариха развивается центр эмальерного искусства «Эмалис».

Из европейских центров более остальных известно Мировое Сообщество Эмальеров —  International Creative Crice – организованное в 80-х годах ХХ века в Германии фрау Гертруд Фишер. Также следует упомянуть центр современного эмалевого искусства в Венгрии. Он работает при заводе по производству горячей эмали, и при нем проводятся ежегодные симпозиумы, которые собирают эмальеров со всего мира.

Художник — эмальер  Сергей Андрейко (родом из Усть –Илимска) является представителем Санкт-Петербургской мастерской монументальной живописи преподавателей и выпускников  Государственной Художественно — Промышленной Академии имени А.Л.Штиглица.  Сочетание в судьбе Сергея Андрейко прекрасного академического образования (красный диплом, 2009 год) с тонкой творческой интуицией и виртуозным владением техникой живописной эмали дает возможность художнику создавать  настоящие жемчужины современного изобразительного искусства. Небольшие, камерные картины — эмали Сергея Андрейко живописны, лиричны и просто красивы.

«Коллаж –это искусство, которое бросает вызов живописи» (Луи Арагон). Коллаж – это технический прием в изобразительном искусстве, буквально – наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре, а также самостоятельное художественное произведение, выполненное этим приемом. Коллаж –это сочетание материалов, которые гармонично дополняют друг друга, располагаясь не только в плоскости, но и в объеме, образуют композиционное единство, выражающее эмоционально –образную идею художественного произведения. Считается, что первыми в искусстве технику коллажа применили Жорж Брак и Пабло Пикассо в 1910-1912 годах. Текстильный коллаж –это одно из трех направлений, помимо гобелена и батика, в особом виде декоративно-прикладного искусства, в художественном текстиле. Расцвет текстильного коллажа приходится на конец XX века. Сочетание разнофактурных тканей, кружева, шнуров, лент, дополнение в виде бисера и бус, дополнение другими текстильными техниками – свободной росписью, вышивкой и другими —  возможности коллажа стали практически безграничными. Однако эту технику выбирают лишь единицы. Дело не только  в том, что процесс  создания коллажа необычайно сложен и трудоемок, но еще и в том, что для безупречного совмещения  подчас  огромного количества деталей коллажа необходимо столь же безупречное чувство вкуса, понимание законов изображения и техническое мастерство.

Юлия Андрейко (родом из Черемхово) закончила в 2009 году Санкт-Петербургский  государственный педагогический Университет им. А.И.Герцена, кафедру декоративно-прикладного искусства, она кандидат искусствоведения. Текстильные коллажи Юлии Андрейко – это поиск гармонии материала и сюжета, это логичное развитие и переосмысление традиционных форм изображения, это теплые, стильные, «грамотные» объекты искусства,  которые не только интересно рассматривать, но и приятно трогать. В интерьере они создают теплую атмосферу и особый уют.

Общая черта, которая объединяет Сергея и Юлию как художников –  это стремление вывести технику горячей эмали и текстильного коллажа за рамки прикладного искусства, решая сугубо творческие задачи станковой живописи или даже декоративной скульптуры. Отрадно, что молодые художники, получив образование, художнический  и  выставочный опыт в столичных городах России (с 1998года), приехали в Иркутск. Сергей Андрейко теперь преподает на кафедре монументально-декоративной живописи факультета изобразительного искусства в Иркутском Техническом Университете. Значит,  технология живописной эмали  будет известна и иркутским студентам, будущим художникам.

А сегодня  – приглашаем всех, кто любит и ценит прекрасное, на выставку картин-эмалей Сергея Андрейко  и  текстильных коллажей Юлии Андрейко в галерею LeArt  арт-центра «Палитра» на Бабушкина, 1. Можно не только посмотреть экспозицию, но и доставить себе удовольствие приобрести  понравившийся экспонат  для  себя, для дома или в подарок.

 

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.